Битва за Москву
30 сентября 1941 года началась битва за Москву – самое масштабное сражение, повлиявшее на ход Великой Отечественной и Второй Мировой войн. Здесь, у порога столицы нашей Родины, впервые потерпели серьёзное поражение гитлеровские армии, прошедшие победоносным маршем половину Европы.
Изначально Гитлер предполагал взятие Москвы в течение первых трёх или четырёх месяцев войны. Однако, несмотря на успехи вермахта в первые месяцы войны, усилившееся сопротивление советских войск помешало его выполнению. В частности, битва за Смоленск (10 июля – 10 сентября 1941 года) задержала немецкое наступление на Москву на 2 месяца. Битвы за Киев и Ленинград также оттянули часть сил вермахта, предназначенных для наступления на Москву. Таким образом, немецкое наступление на Москву началось только 30 сентября. Целью наступления являлся захват Москвы до наступления холодов.
К концу сентября 1941 года вермахт преодолел сопротивление советских войск в битве за Смоленск. Скрытно сосредоточив ударный кулак из более чем половины войск, находящихся на Восточном фронте, немцы предприняли наступление на Москву. Группа армий «Центр» начала осуществлять тщательно разработанную операцию «Тайфун». Немцам удалось прорвать сильно растянутую оборону советских войск. Глубоко вклинившись в тылы, они окружили две советские армии под Брянском и четыре под Вязьмой. В котёл попали более 660 тысяч солдат. Резервов за первой линией обороны у наших войск не имелось и противник получил реальную возможность беспрепятственно выйти к Москве. Однако, героически сражаясь в окружении, советские войска в течение нескольких недель сковали силы 28 дивизий противника.
Так, в начале октября 1941 года немцам удалось прорвать оборону наших войск на Десне и 4 октября их дозоры ворвались на военные аэродромы в районе Юхнова. К счастью, лётчикам и аэродромным командам удалось быстро организоваться, уничтожить разведгруппы немцев, погрузиться в самолёты и уйти в тыл. Но дорога немцам на Москву по Варшавскому шоссе была открыта.
Начальник парашютно-десантной службы, капитан Иван Георгиевич Старчак, по личной инициативе и не дожидаясь приказа сверху, сформировал отряд из 430 десантников, преградив немцам путь на Москву у моста через реку Угра. Заложив фугасы и заминировав мост, вооружённые только лёгким оружием десантники Старчака уже 5 октября приняли неравный бой с передовыми частями
10-й танковой дивизии LVII моторизованного корпуса вермахта. Мост через Угру был взорван, а отряд Старчака, поддержанный ротой псковских курсантов пехотного училища при взводе станкачей и двух орудий, да дивизионом артиллерийского училища, неся большие потери и не имея за спиной резерва, до 8 октября не давал немцам продолжить шпацирен к столице нашей Родины.
Ценой огромных потерь и массового героизма советских солдат, было выиграно время, замедлен ход немецкого наступления, что дало возможность подтянуть резервы и перейти к организованной обороне.
С каждым днем, положение под Москвой становилось все более драматичным. Гитлеровские войска вплотную подошли к городу (на некоторых участках – на расстояние 20-30 км).
К началу декабря 1941 года немцам удалось выйти к каналу Москва-Волга и перейдя его, занять Химки. С востока немцы форсировали реку Нару и вышли к Кашире. 8 октября ГКО принял решение об эвакуации значительной части правительственных учреждений и предприятий.
Стремительное наступление немцев на Москву вызвало серьёзную панику внутри столицы. Заброшенные в город сигнальщики и саботажники, а также внутренние «всепропальщики» сеяли панические слухи, что сопротивление бесполезно, продукты питания и топливо вывезены из города подчистую, а правительство во главе со Сталиным тайно перебралось из Москвы в Куйбышев, поскольку не надеется отстоять Москву. Из города началось бегство перепуганных обывателей и отдельных представителей начальства. Как по команде, почуяв лёгкую наживу, из хаз и малин повылезал уголовный элемент.
Сталину и в самом деле предлагали уехать в безопасное место. Но, понимая, что такое решение подорвёт моральный дух горожан и защитников столицы, Сталин отреагировал следующим образом:
– Начальник охраны, какова численность гарнизона Кремля?
– Комендантский батальон, товарищ Сталин!
– Вот если немцы прорвутся в Москву и подойдут к стенам Кремля, я сам поведу в бой комендантский батальон. На том и закончим.
С мародёрством и паникой в городе было быстро покончено. Все предприятия города в авральном режиме переходили на выпуск оружия и боевой техники. Москва ощетинилась противотанковыми «ежами» и надолбами, на окраинах строились баррикады, в небе тучами повисли баллоны заграждения. Школьники и домохозяйки уходили рыть окопы и противотанковые рвы в ближнее Подмосковье. Подростки дежурили на крышах и боролись с немецкими «зажигалками», помогали службе оповещения ПВО, выслеживали вражеских шпионов и сигнальщиков. Специальные группы сапёров минировали здания. Москва собралась в кулак и готовилась к самому худшему – к городским боям с оккупантами.
Войска ПВО Москвы нанесли настолько сильный урон германским ВВС, что очень скоро немцы прекратили массовые налёты на столицу, ограничиваясь редкими ночными бомбардировками небольших по численности групп самолётов. В те дни, выставленные на всеобщее обозрение в городских парках обломки немецких истребителей и бомбардировщиков, стали обычным явлением.
В те решающие и грозные дни Центральный Комитет ВКП(б), Государственный Комитет Обороны и Ставка Верховного Главнокомандующего провели большую работу по мобилизации всех сил на организацию защиты столицы.
Более 50 тысяч рабочих и служащих, студентов и преподавателей, коммунистов, комсомольцев и беспартийных москвичей записались в дивизии народного ополчения. Почти два стрелковых корпуса. В народное ополчение никто не сгонял людей из-под палки – советские люди вступали в него добровольно.
Для того, чтобы поднять моральный дух москвичей, руководство города приложило огромные усилия, чтобы, как и в мирное время, в Москве в обычном режиме работали магазины и универмаги, шли фильмы в кинотеатрах, а в театрах продолжали ставить спектакли, оперу и балет.
Понимая, что в войне настал переломный момент, Сталин назначил на должность командующего Западным фронтом Г.К. Жукова. Именно с приходом Жукова на самый ответственный участок обороны Москвы в частях были введены драконовские, но жизненно необходимые меры, повышающие ответственность командиров за бесплодные лобовые атаки и неоправданные потери личного состава.
К концу ноября 1941 года, немцам удалось взять г. Клин. Однако на этом их продвижение было остановлено. Передовые танковые соединения фашистов значительно оторвались от тылов. Фронт растянулся настолько, что передовые части германской армии утратили пробивную способность. Наступившие холода стали причиной отказа техники. Зато части Красной Армии валили лес по всей протяжённости оборонительной линии и делали проходы в снегу для переброски войск и техники.
На ходе битвы сказалась неподготовленность личного состава войск противника, к ведению боевых действий в условиях северной зимы. Отчаянное сопротивление и героизм советских солдат, также оказали огромное психологическое давление на наступательный порыв немцев. В этих факторах заключались причины падения боевого духа германских солдат и фатальный просчет немецкого командования.
Несмотря на тяжелое положение на фронте, 7 ноября 1941 года на Красной площади состоялся военный парад. С патриотической речью выступил Сталин. Это произвело колоссальное впечатление на советских граждан, вселив в них уверенность в победе. С парада войска шли на передовую.
Огромную роль в обороне столицы сыграли сводные дивизии и полки НКВД. Теперь мало кто знает, что Наркомат внутренних дел СССР был огромной организацией и его довоенная численность достигала миллиона сотрудников. В НКВД входили не только пограничники, конвойные части, спецслужбы, но и милиция, пожарные, охрана важных объектов и даже коммунальные службы. И многие из этих людей добровольно ушли воевать на передовую.
Из спортсменов московских спортклубов в НКВД был сформирован легендарный ОМСБОН – отдельный мотострелковый батальон особого назначения. Батюшка советского спецназа. Был ОМСБОН не столько мотострелковым, сколько лыжным, зимой 1941 – 42 годов неоднократно ходил в рейды за линию фронта, нанося врагу чувствительные потери при минимальных собственных.
При ЦК ВЛКСМ в Москве была организована Центральная диверсионно-разведывательная школа (в/ч 9903 Разведуправления штаба Западного фронта). Молодёжь рвалась мстить оккупантам. На первую запись в кинотеатре «Колизей» пришло три тысячи комсомольцев, хотя в школу набирали только две тысячи курсантов.
Большинство выпускников школы ушли воевать за линию фронта во время битвы за Москву. Из двух тысяч диверсантов погибла почти половина, из них около 350 пропали без вести. 150 человек попали в плен и приняли мученическую смерть. Среди них – разведчицы Зоя Космодемьянская и Вера Волошина, одновременно ушедшие со своими группами в немецкий тыл 21 ноября 1941 года и не вернувшиеся с задания…
Расклад сил перед началом германского наступления на Москву
Командующие | |
Советские войска | Немецко-фашистские войска |
Б. М. Шапошников И. С. Конев С. М. Будённый Г. К. Жуков А. И. Ерёменко Я. Т. Черевиченко | Ф. фон Бок А. Штраус Г. фон Клюге Г. Гудериан Г. Рейнгард Э. Гёпнер М. фон Вейхс В. Модель |
Силы сторон | |
Советские войска | Немецко-фашистские войска |
1 250 000 человек | 1 929 406 человек |
96 дивизий | 78 расчётных дивизий |
1044 танка | 1700 танков |
более 10500 орудий и миномётов | 14000 орудий и минометов |
1368 самолетов | 1390 самолетов |
Как следует из таблицы, Красной Армии противостояли превосходящие силы вермахта и войск СС. И Москву они не взяли.В оборонительных боях, ценой огромных потерь наши войска смогли измотать, обескровить и перемолоть дивизии противника.
В октябре под Москву были переброшены части из глубины страны. Ставка, получив данные разведки о нежелании Японии вступать в войну с СССР, решилась на переброску войск из Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока.
В это время удалось сформировать три новые армии, которые должны были нанести удар в тот момент, когда противник будет полностью изнурен. Жуков предложил без паузы в оборонительных боях перейти в контрнаступление.
Перед войсками ставилась задача разгромить ударные группировки армии «Центр» и устранить угрозу захвата Москвы.
Ночью с 5 на 6 декабря части Красной Армии начали мощное контрнаступление по всему фронту, которое стало полной неожиданностью для германского командования.
В ходе этого наступления, немецкие войска были отброшены на 120-150 км от столицы. В течение декабря они потеряли убитыми свыше 120 тысяч солдат и офицеров. Красная Армия освободила города Калугу и Тверь. Битва за Москву была окончена.
В честь этой жизненно важной победы, более миллиона участников битвы за Москву, как из Действующей армии, так и отличившиеся гражданские лица, были награждены медалью «За оборону Москвы». Медалью за № 000001 вместе с удостоверением 20 июля 1944 года был награждён И.В. Сталин.
Ещё ни разу с начала Второй Мировой войны германские войска с союзниками не знали поражения и разгрома, которое они получили под Москвой. Только по числу потерь битва за Москву обошлась Германии в более чем полмиллиона убитых, безвозвратные потери были ещё больше. Их воинский дух был надломлен, а к солдатам и офицерам вермахта пришло понимание, что дальше будет только хуже. Именно под Москвой окончательно рухнул план «блицкрига» – молниеносной войны, согласно которому к концу 1941 года вермахт должен был выйти на рубежи гигантской дуги от Белого до Каспийского моря. Вместо этого Германия была вынуждена перейти к длительной войне на истощение, затем к войне на два фронта, тотальной мобилизации, подорвавшую экономику и человеческие ресурсы Рейха, получив полный разгром и капитуляцию в финале.
Захватив Москву, гитлеровцы вырвали бы стратегическое преимущество: истекавший кровью СССР терял важнейший транспортный узел, промышленный и культурный центр. Наша линия обороны Север – Юг оказалась бы разорванной посередине. Гитлеровская верхушка вместе со взятием Москвы стяжала бы и огромную пропагандистскую победу. Каким образом потеря столицы сказалась бы на моральном состоянии армии и народа, можно только догадываться. Кроме того, на карту были поставлены союзническая помощь СССР, а также вступление в войну Японии и Турции. Не устояла бы Москва – и клубок пауков с разных сторон навалился бы на нашу страну, раздирая её на части.
Но подвиг защитников Москвы предотвратил национальную катастрофу.
По новейшим данным историка Алексея Исаева, в битве за Москву безвозвратные потери СССР достигли двух миллионов солдат, ополченцев, партизан, подпольщиков, разведчиков. Каждый четвёртый из наших совокупных военных потерь за всю Великую Отечественную. Светлая им память и вечная слава!