Театральная жизнь


     В суровые годы войны высокое сознание своего патриотического долга перед Родиной проявили и творческие работники московских театров. В первые же дни после начала военных действий на фронт отправились бригады актеров. Получила развитие славная традиция советского театрального искусства - шефство театров над Советской Армией. Художники сцены хотели быть вместе со своими зрителями, стать всемерно полезными им, отдать все силы скорейшему разгрому врага.
   В Центральном доме работников искусств (ЦДРИ) был создан московский штаб по художественному обслуживанию агитационных и сборных пунктов. С 22 июня по 2 июля в Москве и Московской области состоялось 450 концертов, в которых приняли участие свыше 700 артистов (17). К сентябрю число концертов в Москве достигло 3 тыс.; кроме того, для воинских частей московские театры сыграли 50 спектаклей.
   Наряду с бригадами, выступавшими на сборных пунктах, в госпиталях, систематически выезжавшими на фронт, некоторые московские театры создали специальные фронтовые филиалы. В феврале 1942г. такой филиал, руководимый А. Орочко, организовал Театр им. Евг. Вахтангова. В конце декабря 1942 г. состоялись первые выступления фронтового филиала Малого театра, возглавляемого режиссером С. Алексеевым. На протяжении 1942 г. начали работу 1-й и 2-й фронтовые театры ВТО, Музыкальный театр ВТО, молодежно-комсомольский театр ВТО, фронтовой театр миниатюр «Веселый десант».
На фронт выезжали лучшие актеры театров Москвы: А. Остужев, П. Садовский, И. Ильинский, А. Тарасова и др. Спектакли, как правило, игрались на лесных лужайках и площадях селений, только что освобожденных от врага, концерты давались в блиндажах. Вот запись в дневнике актерской группы ЦТКА, сделанная зимой 1941/42 г.: «Едем на передовую линию огня, по дороге большие столбы дыма - разрывы фашистских мин. Приехали в пустую деревню. В полуразрушенной темной избе проходит концерт. У входа усиленный караул наблюдает за „воздухом". В избе разместилось около 200 человек. Некоторые прибыли прямо из разведки. Эта воинская часть с боем прошла от стен Москвы, преследуя фашистских захватчиков. В ней 40 орденоносцев, много членов партии, комсомольцев, бодрая, отважная, смелая молодежь...»
Характерна атмосфера зрительных залов Москвы осенью 1941 г. Нетопленые, холодные помещения. Зрители в шинелях, стеганках, совсем недавно покинувшие передовую или, напротив, тотчас после спектакля отправляющиеся на фронт. Спектакли, прерываемые тревогами и возобновляемые после отбоя. И тем не менее театры продолжали свою работу. Люди черпали здесь моральную силу, бодрость. Здесь они учились еще больше любить Родину, еще сильнее ненавидеть врага. 
---------------------------------
17. «Правда», 2 июля 1941 г. 
---------------------------------
    Ход военных действий вынудил правительство в октябре 1941 г. провести эвакуацию большинства московских театров. Но уже в дни разгрома фашистских войск под Москвой в декабре 1941 г. в столице открылся Драматический театр, призванный обслуживать население и воинские части. Московский театр драмы, возникший на основе театра им. Ленсовета, объединил в своей труппе актеров МХАТ, Малого театра, Театра Революции, Камерного, им. Ленинского комсомола. В сезон 1941/42 г. в Москве работали также филиал Большого театра, Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, Областной театр юного зрителя, театры миниатюр и обозрений.
Тема советского патриотизма стала главной в творчестве всех московских театральных коллективов. Антифашистские, патриотические мотивы усиливались, углублялись в постановках, осуществленных еще до войны. Театры все чаще обращались к истории русского народа. Театры им. Моссовета и им. М. Н. Ермоловой поставили пьесу А. Кочеткова и К. Липскерова «Надежда Дурова», пьеса А. Гладкова «Давным-давно» шла в ЦТКА, в Театре Революции и Театре драмы, «Олеко Дундич» М. Каца и А. Ржешевского - в Театре им. Евг. Вахтангова и ЦТКА.
Среди первых постановок московских театров, посвященных событиям войны выделялся спектакль «Накануне» А. Н.Афиногенова в Центральном театре транспорта, осуществленный Н. Петровым во время пребывания театра в Забайкалье в декабре 1941 г. Спектакль выражал величайший оптимизм и веру в победу народа, он имел своеобразную лирико-оптимистическую тональность, находившую живой отклик в душах зрителей. Богатый материал для раскрытия темы советского патриотизма во всей ее широте и глубине, для многообразного показа высоких духовных качеств советских людей дали московским театрам лучшие пьесы военных лет: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука, «Нашествие» Л. Леонова и некоторые другие.
Премьера спектакля «Русские люди» состоялась в Московском театре драмы в июле 1942 г. Близость войны словно опалила его своим дыханием. Перед зрителями открывалось ночное небо: прорезывающие мрак лучи прожекторов и вспышки пожаров озаряли южный приморский городок (художник спектакля Б. Волков); звучала глубоко волнующая, полная раздумий 7-я симфония Д. Шостаковича.
Тот же спектакль, поставленный на сцене МХАТ, был строже, мужественнее. Театр подчеркивал, что герои спектакля - рядовые участники войны.
Среди всех постановок «Фронта» выделялся публицистической страстностью, остротой, ярким сатирическим пафосом спектакль, поставленный Р. Симоновым в Театре им. Евг. Вахтангова осенью 1942 г. В самом стиле этой постановки нашли выражение черты своего рода спектакля-митинга, непосредственно обращающегося к зрителю, властно втягивающего его в развертывающийся на сцене спор.
С большой убедительностью и одновременно резкостью обличения был воплощен в спектакле образ Ивана Горлова А. Диким. Актер клеймил невежество, отсталость Горлова, создавая выразительную фигуру, вполне реалистическую и в то же время по-плакатному броскую. Прием сценического гротеска как одно из возможных решений пьесы был решительно отброшен актерами и режиссурой спектакля «Фронт» в МХАТ. Спектакль был основан на принципах последовательной, строгой достоверности. Играя роль Ивана Горлова, И. Москвин заставлял зрителя ясно увидеть биографию своего героя, рабочего по происхождению, коммуниста. Москвин играл драму Горлова как драматическое крушение его взглядов.
Заметное место в развитии советского театрального искусства военных лет заняли постановки пьесы Л. Леонова «Нашествие» в Малом театре и в Театре им. Моссовета. Темой обоих спектаклей стал глубочайший патриотизм советских людей.
В изображении мира людей, противостоящих советским патриотам, режиссура спектаклей обратилась к острым сатирическим приемам, добиваясь резкости, памфлетности, присущих политической сатире. Героическая военная действительность, подвиг советского народа получили воплощение на сценах московских театров в спектаклях эпических, дающих широкую панораму военных действий, и в постановках камерных, интимных, лирически показывающих, как в душевном поведении отдельного человека раскрьь ваются великие свершения народа. Народно-героическим спектаклем широкого эпического плана был спектакль ЦТКА «Сталинградцы» Ю. Чепурина, показанный в Москве в 1944 г. Единый, обобщенный образ города-бойца и многочисленные образы его защитников стали главными, определяющими всё построение действия. Не боясь упреков в натурализме, режиссеры и художник показывали неповторимую военную обстановку битвы под Сталинградом во всей ее жизненной конкретности, с обильным многообразием достоверных деталей.
Идея о всенародном характере советского патриотизма содержалась и в спектакле Театра им. Моссовета «Встреча в темноте» Ф. Кнорре, также показанном после возвращения коллектива в столицу в 1944 г. Но раскрывалась та же идея в результате анализа немногих характеров. В центре спектакля стоял правдивый, поэтический образ молоденькой учительницы Вари, спасшей нескольких раненых бойцов. Задушевно, просто изобразила В. Марецкая путь к героическому подвигу очень юной девушки, поднимающейся в дни трудного испытания на новую ступень своей духовной и гражданской жизни.
Подготовку спектакля «Глубокая разведка» А. Крона и «Кремлевские куранты» Н. Погодина МХАТ начал еще до войны.
Глубокой связью с современностью была проникнута трактовка образа В. И. Ленина А. Грибовым в спектакле «Кремлевские куранты». Актер выдвигал на первый план тему осуществленной революционной мечты вождя. К лучшим, наиболее талантливым творениям Н. Хмелева принадлежит созданный им типический образ русского интеллигента Забелина, в котором актер особенно подчеркнул его высокий патриотизм, любовь к науке.
По режиссерскому мастерству, по глубине актерского искусства спектакль «Глубокая разведка» занимал ведущее место среди работ МХАТ, посвященных теме социалистического труда. С замечательной силой, достоверностью, глубиной раскрывалась в спектакле тема единства личного и общественного, понимания профессии как призвания. Спектаклями «Кремлевские куранты» и «Глубокая разведка» театр говорил о том, что война ведется во имя мирного труда и строительства, во имя сохранения завоеваний революции. Война заставила театр с особой глубиной увидеть и понять великое духовное богатство советских людей, передать зрителям веру в огромную радость мирного созидательного труда.
Новую трактовку на московских сценах получили в годы войны произведения русской и зарубежной классики. В самом выборе классических пьес решающим становился принцип их созвучия героике современности. Патриотические, романтические мотивы привлекли Театр им. Евг. Вахтангова и Театр им. Ленинского комсомола к пьесе Э. Ростана «Сирано де Бержерак». Благородным патриотом, человеком долга сыграли М. Астангов и И. Берсенев французского поэта. Тему мужества и героики выражала поставленная Ю. Завадским и Ю. Шмыткиным трагедия Шекспира «Отелло». Спектакль раскрывал столкновение философии гуманизма с человеконенавистничеством, клеймил собственническую психологию, эгоистическую, захватническую идеологию. Романтическими тонами был окрашен образ Отелло в исполнении Н. Мордвинова. В конце войны Малый театр возобновил спектакль «Волки и овцы» А. Н. Островского, в котором с блеском проявилось замечательное комедийное мастерство ряда актеров старшего и среднего поколения: А. Яблочкиной и В. Пашенной (Мурзавецкая), В. Рыжовой и Е. Турчаниновой (Анфуса), Н. Светловидова и Н. Рыжова (Лыняев), И. Ильинского (Аполлон), Д. Зеркаловой (Глафира). Большим успехом пользовался в годы войны спектакль «Правда - хорошо, а счастье - лучше» А. Н. Островского, поставленный в самый канун войны Б. Никольским. Видное место заняла в репертуаре Малого театра постановка сатирической комедии Б. Шоу «Пигмалион» с Д. Зеркаловой и К. Зубовым в главных ролях.
К числу лучших классических постановок московских театров военных лет должны быть отнесены спектакли Театра им. Ленинского комсомола «Месяц в деревне» И. С. Тургенева и «Живой труп» Л. Н. Толстого, спектакль Театра им. М. Н. Ермоловой «Бешеные деньги» А. Н. Островского, спектакли Камерного театра «Чайка» А. П.Чехова и «Без вины виноватые» А. Н. Островского. В ролях Нины Заречной и Кручининой большая драматическая актриса А. Коонен выдвигала на первый план тему пламенной веры в высокое, благородное назначение искусства. Изменилась, приобрела новые черты в военное время работа детских театров Москвы. Центральный детский театр объединился с Московским театром для детей, Московский театр юного зрителя - с Государственным центральным театром юного зрителя. Эвакуированные на восток в небольшие города, не имевшие своих постоянных театров, оба коллектива ориентировались не только на детского, но и на взрослого зрителя. По возвращении в Москву Центральный детский театр показал премьеры «Грач, птица весенняя» С. Мстиславского и «Город мастеров» Т. Габбе. Московский театр юного зрителя с успехом осуществил постановку сказки А. Симукова «Земля родная».
Наряду с творческими достижениями были в работе московских театров военных лет и неудачи. В ряде случаев эти неудачи были связаны с неверной, тенденциозной трактовкой исторических тем и характеров. К концу войны в творчестве некоторых коллективов заметно обозначилась склонность к развлекательности, облегченному толкованию современных тем.
Но общий итог работы театров был значителен, плодотворен. Многие постановки московских театров сыграли большую роль в развитии советского театрального искусства военных лет.
В 1943 г. началась реэвакуация московских театров. Весной и летом 1943 г. в Москву вернулись ЦТКА и Театр им. Ленинского комсомола, в сентябре - октябре приехали и начали работать остальные московские театры. Их коллективы провели большую творческую шефскую работу в республиках. Влияние московских театров как большой культурной силы заметно сказалось на театральной жизни Ташкента, Свердловска, Куйбышева, Челябинска, Омска, Иркутска, Чимкента, Алма-Аты и других городов. Вернувшись в столицу, театры выступили со своего рода творческими отчетами перед москвичами.
К уже имевшимся спектаклям о героическом подвиге народа, высоких духовных качествах советских людей прибавлялись другие, по-новому раскрывавшие героическую народную тему. К ним относятся психологический, лирический спектакль театра им. Ленинского комсомола «Так и будет» К. Симонова о том, как люди возвращаются с фронта, а также патетический, построенный в форме лирико-публицистической многоэпизодной оратории спектакль «Сыновья трех рек» В. Гусева в Театре драмы, поставленный Н. Охлопковым с присущей ему склонностью к аллегориям, символам и эффектной фееричности.
Спектакли московских театров осенью и зимой 1944 г., весной 1945 г. неоднократно прерывались. Но перерывы были теперь радостны и торжественны. Взволнованно зачитывали актеры очередное сообщение о взятии новых городов. За окнами взлетали разноцветные огни салютов. Советская Армия, изгнав врага с советской территории, устремилась на запад. А вместе с войсками на запад двигались фронтовые бригады театров Москвы. Последние фронтовые спектакли игрались перед героями, взявшими рейхстаг