Деятельность ученых в годы войны


Значительный вклад в завоевание победы внесли ученые крупнейшего научного центра страны - Академии наук СССР. К началу войны Академия наук насчитывала в своем составе 138 учреждений (71 из них находилось в Москве), в которых работало 4324 научных сотрудника, в том числе 120 академиков, 182 члена-корреспондента АН СССР, 429 докторов наук и 1271 кандидат наук. Сразу же после начала войны в едином патриотическом порыве со всем советским народом ученые включились в общенародную борьбу с врагом. Свыше 2 тыс. работников Академии наук влились в ряды Советской Армии и народного ополчения и с оружием в руках боролись с фашистскими захватчиками.
23 июня 1941 г. в Президиуме АН СССР состоялось расширенное заседание, в работе которого приняло участие 60 крупнейших ученых страны. В повестке дня заседания стоял один вопрос - перестройка работы научных учреждений на военный лад. Президиум АН СССР постановил: «Немедленно пересмотреть тематику и методы исследовательских работ, направив всю творческую инициативу и энергию научных работников на выполнение задач по укреплению военной мощи нашей социалистической Родины. Обеспечить научными силами и средствами научно-исследовательские работы по оборонной тематике, закончить научно-исследовательские работы, могущие получить применение в обороне и народном хозяйстве». 28 июня 1941 г. Академия наук обратилась к ученым всех стран с призывом сплотить свои силы для защиты культуры от гитлеровских варваров. «В этот час решительного боя, - говорилось в обращении, - советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны - во имя защиты своей Родины и во имя защиты свободы мировой науки и спасения культуры, служащей всему человечеству» (12). Второе обращение «К ученым всего мира» было принято на антифашистском митинге ученых, состоявшемся в Москве 12 октября 1941 г., в самое тяжелое для нашей Родины время, когда гитлеровские 
--------------------------------------
12. «Правда», 29 июня 1941 г. 
--------------------------------------
полчища упорно рвались к столице. Выступавшие на митинге крупнейшие ученые - академики А. Н. Бах, Ю. В. Готье, Н. С. Державин, В. Л. Комаров, А. Е. Ферсман, А. Н. Фрумкин и другие - говорили об уверенности советских ученых в победе над фашизмом, призвали ученых отдать все свои силы и знания этому великому делу.
Однако развернуть в полном объеме намеченную Президиумом АН СССР оборонную работу научным учреждениям Академии наук пришлось уже за пределами Москвы. 22 июля 1941 г. началась эвакуация учреждений Академии наук СССР на восток. Правительство заботилось о том, чтобы создать ученым более спокойные условия для творческой работы и в то же время сохранить сложившиеся научные коллективы, дать им возможность плодотворно работать.
Первым эшелоном из Москвы было эвакуировано 11 институтов и две лаборатории Академии наук СССР, в том числе физико-математические, химические и технические учреждения. Они в основном разместились в Казани, в здании университета. В августе 1941 г. в Казань переехал и Президиум АН СССР. Геологические учреждения Академии наук выехали на Урал, биологические - во Фрунзе, гуманитарные - в Ташкент и Алма-Ату.
После эвакуации учреждений Академии наук в Москве продолжало работать всего лишь 227 сотрудников, в их числе 6 академиков, 17 членов-корреспондентов, 141 научный сотрудник и 63 научно-технических сотрудника.
Большую работу провели в годы войны московские биологические учреждения Академии наук СССР. По методу академика Л. С. Штерн в Институте физиологии была подготовлена противошоковая жидкость. Она стала широко применяться для лечения раненых.
Институт физиологии животных разработал эффективный способ лечения часто встречавшегося во время войны заболевания лошадей столбняком.
Одним из основных направлений в работе московской группы Института цитологии АН СССР, руководимой профессором Д. Филатовым, было изучение биологических основ повышения продуктивности сельскохозяйственных растений. Вторым важным направлением была разработка методики консервации крови для переливания. Она велась совместно с Центральным институтом переливания крови и дала хорошие результаты.
Научные сотрудники Института биохимии АН СССР работали в тесной связи с промышленностью над проблемой получения витамина «К». Предложенную ими простую и оригинальную технологию приняли для реализации на заводах Союзвитамшшрома. Для санитарного управления Советской Армии этот витамин начали выпускать в Москве. По поручению Наркомата пищевой промышленности ученые нашли способ получения триоксиглутаровой кислоты из недефицитного сырья и обосновали возможность переоборудования ряда заводов для ее производства. Кроме того, был разработан более простой метод получения аскорбиновой кислоты, с помощью которого легче было обеспечить страну витамином «С».
Во время обороны Москвы механические мастерские Института горючих ископаемых освоили выпуск боевой продукции.
В 1942 г. академик А. Е. Ферсман возглавил группу ученых, которые занимались составлением военно-географических и военно-климатических описаний территорий фронтов применительно к требованиям разных родов войск и разработкой проблем географического дешифрирования после аэрофотосъемок местности. Кроме того, московская группа систематически выполняла отдельные оперативные задания военных органов и Комиссии по геолого-географическому обслуживанию Советской Армии. В работах московской группы участвовали научные силы главным образом Института географии и Геологического института; для выполнения отдельных работ привлекались и научные работники Почвенного института и Ботанического сада. Значительное место в деятельности московской группы Комиссии по геолого-географическому обслуживанию армии занимали работы по маскировке военных и гражданских объектов. Совместно с Московским геологическим управлением и Всесоюзным институтом минерального сырья ученые занимались изысканием источников сырья для производства минеральных красок и выявили вблизи Москвы залежи дулевских и кудиновских глин, песковских известняков, земляных красок Хотькова и Павлова Посада. Полученные на их основе красители были использованы в целях маскировки.
В дни ожесточенных боев за Сталинград в Москве развернулось строительство нового крупного научного учреждения Академии наук СССР, которое под руководством талантливого ученого И. В. Курчатова занялось изучением строения атомного ядра. В военные годы был заложен фундамент грандиозных успехов нашей науки в изучении и мирном использовании атомной энергии.
Во время пребывания в эвакуации ученые-москвичи оказали огромную научную помощь армии, промышленности и сельскому хозяйству. Под руководством президента Академии наук СССР академика В. Л. Комарова развернула работу Комиссия по мобилизации ресурсов Урала на нужды обороны. В 1942 г. ее деятельность распространилась на Западную Сибирь и Казахстан. В комиссии работали И. П. Бардин, Э. В. Брицке, В. Н. Образцов, С. Г. Струмилин, А. А. Скочинский, Д. М. Чижиков и многие другие ученые. Их работа имела неоценимое значение в укреплении обороны страны.
В Поволжье этими же проблемами занималась комиссия под руководством вице-президента Академии наук СССР академика Е. А. Чудакова. Ученые много Сделали в области изучения нефтяных ресурсов этого района.
Деятельность Академии наук СССР на востоке страны способствовала росту местных национальных кадров ученых и возникновению новых научных учреждений. В 1943 г. был открыт Киргизский филиал Академии наук СССР во главе с академиком К. И. Скрябиным; в 1944 г. возник Западно-Сибирский филиал, председателем которого стал академик А. А. Скочинский; в 1945 г. был образован Казанский филиал Академии наук СССР. По мере своего роста и укрепления филиалы Академии наук СССР преобразовывались в академии наук союзных республик. В 1943 г. Узбекский и Армянский, а в 1945 г. Азербайджанский и Казахстанский филиалы Академии наук СССР стали академиями наук соответствующих республик.
В конце сентября 1943 г. в Москве состоялось общее собрание членов Академии наук. Это была первая сессия Академии наук СССР в столице после начала войны. В ее работе приняли участие 111 академиков, 139 членов-корреспондентов АН СССР, свыше 500 руководящих и научных сотрудников учреждений Академии наук СССР, представители советской интеллигенции и научной общественности Москвы. На этом собрании ученые наметили планы дальнейшей работы по выполнению задач, связанных с мобилизацией ресурсов страны на укрепление обороны и дальнейшим развитием народного хозяйства и оборонной мощи нашего государства. Собрание обязало научные учреждения Академии наук СССР активно включиться в разработку проблем восстановления народного хозяйства в районах, пострадавших от оккупации.
Состоялись и новые выборы в Академию наук СССР. Ее ряды были пополнены 36 новыми академиками и 58 членами-корреспондентами - учеными, обогатившими своими исследованиями отечественную и мировую науку.
Все годы войны Академия наук СССР не прекращала своей деятельности по подготовке молодых ученых. В период эвакуации число аспирантов несколько сократилось, но с возвращением Академии наук в Москву оно снова стало увеличиваться. К началу 1943 г. в Академии имелось всего лишь 236 аспирантов, а к 1945 г. их было уже 1504.
Благодаря постоянной заботе и помощи со стороны Коммунистической партии и Советского правительства Академия наук СССР не только не сократила размаха своих работ, но даже расширила сеть своих учреждений. В годы войны в составе Академии возникли новые научные учреждения: Институт леса, Институт истории искусств, Институт русского языка, Московское отделение Института языка и мышления, Институт кристаллографии, лаборатории вулканологии, озероведения, гидрогеологических проблем. Из Института мировой литературы им. А. М. Горького был выделен в самостоятельное учреждение Музей Л. Н. Толстого. В 1944 г. в связи с просьбой Моссовета при Президиуме АН СССР возобновила свою работу Комиссия содействия реконструкции Москвы. Ее возглавил академик А. М. Терпигорев. В составе комиссии работали 12 академиков, 4 члена-корреспондента АН СССР, ряд руководящих работников Мосгорисполкома и других московских учреждений. А. А. Скочинский, А. М. Терпигорев, Л. Д. Шевяков и другие ученые принимали участие в работе созданного при Академии наук СССР и Всесоюзном научном инженерно-техническом обществе (ВСНИТО) Комитета научно-технического содействия строительству метрополитена.
Группа ученых, возглавляемая академиком Ф. П. Саваренским, занималась вопросами водоснабжения Москвы. Академик Б. А. Келлер работал над подбором декоративных растений для озеленения столицы. Совместно с Мосэнерго Энергетический институт АН СССР им. Г. М. Кржижановского проводил работу, связанную с развитием энергетики в Москве.
В деятельности Комиссии содействия реконструкции Москвы принимали участие представители и других научных учреждений, например, Академии архитектуры СССР, Академии коммунального хозяйства, Сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева, Московского геологоразведочного управления и др.
В целом за годы войны ученые внесли большой вклад в развитие науки, разработали новые эффективные методы повышения производительности в промышленности и на транспорте, увеличения урожайности наших полей, а также совершенствования медицинского обслуживания армии. Многие исследования ученых сразу же находили применение на фронте и в тылу. Так, академик П. Л. Капица разработал метод нового эффективного получения жидкого кислорода в больших количествах, сыгравший огромную роль в развитии ведущих отраслей нашей промышленности- металлургии, газификации, химии, энергетики и т. д. При непосредственном участии Института физических проблем и Главкислорода в 1944 г. была создана самая мощная в мире установка для получения жидкого кислорода. Ее производительность в 6-7 раз превышала производительность машин старой конструкции.
Крупным достижением отечественной науки было открытие в 1944 г. и всестороннее изучение сегнетоэлектрических свойств титаната бария, проведенное сотрудниками Физического института им. П. Н. Лебедева АН СССР под руководством члена-корреспондента АН СССР Б. М. Вула. Это открытие привело к созданию нового вида материалов для изготовления малогабаритных керамических конденсаторов, обладающих высокой эффективностью, производство которых началось сразу же, и прежде всего для радиоаппаратуры, необходимой для советских войск.
Многочисленные теоретические и экспериментальные исследования советских химиков привели к созданию новых методов получения ценных для народного хозяйства веществ. В частности, большим достижением в области химии элементо-органических соединений явились открытия академика А. Н. Несмеянова.
Теоретические исследования академика С. И. Вавилова по физике неотделимы от его работ в области оптической промышленности. Значительный вклад в развитие как теоретической, так и прикладной физики и математики внесли коллективы, возглавляемые И. В. Курчатовым, П. Л. Капицей, Л. А. Арцимовичем, А. И. Алихановым, Д. В. Скобельцыным, В. А. Фоком, И. М. Виноградовым, М. В. Келдышем, М. А. Лаврентьевым, С. А. Лебедевым, А. Н. Колмогоровым, П. С.Александровым и др., в области технических наук - Г. М. Кржижановским, А. Н. Туполевым, И. П. Бардиным, А. А. Благонравовым, В. А. Котельниковым, Б. С. Стечкиным, Н. С. Шатским и другими учеными.
Работы академика Н. Е. Кочина в Институте механики АН СССР по теории крыла круговой формы внесли значительный вклад в отечественное самолетостроение.
В 1945 г. в Москве возобновил работы над изучением цепных реакций Институт химической физики АН СССР под руководством академика Н. Н. Семенова. Институт биохимии АН СССР продолжал работу над изучением строения белков и впервые осуществил синтез высокомолекулярных веществ, близко напоминающих по строению белковые вещества. Институт физиологии растений АН СССР разработал вопрос о действии активаторов ростовых процессов.
Всемерную помощь фронту оказывали гуманитарные научно-исследовательские учреждения АН СССР -институты истории, философии, экономики, языкознания и др. Ученые систематически выступали в печати со статьями о советском патриотизме, о боевых традициях нашего народа, о любви и преданности трудящихся к Родине. Появилось много работ о героях гражданской войны, о великих русских полководцах, о героической борьбе народов России против агрессоров, о мужестве и стойкости трудящихся масс в боях с иноземными врагами. Советские историки и философы помогали партии разоблачать перед всем миром разбойничью идеологию фашизма (работы В. П. Волгина, Е. М. Жукова, П. Н. Федосеева, П. Ф. Юдина, Е. В. Тарле и др.).
В этот период завершили крупные обобщающие научные труды по истории XIX в. известные ученые-историки Е. В. Тарле, Н. М. Дружинин, М. В. Нечкина. Велись глубокие научные исследования по истории международных отношений, по истории международного рабочего движения, по истории философии, экономики, по истории искусства. В связи с приближением 800-летия Москвы началась подготовка к написанию многотомной истории Москвы. В создании этого труда приняли участие видные историки, в том числе С. В. Бахрушин, С. К. Богоявленский, М. Н. Тихомиров и др. В годы войны академик Б. Д. Греков завершил первый том «Истории крестьянства».
Не прекращали своей работы в годы войны и археологи. В 1944 г. Хорезмская археологическая экспедиция, проводившая изучение археологических памятников в районе Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи, открыла новую, су-яргенскую, культуру, которая связана с «культурами крашеной керамики» Южной Туркмении, Ирана и Ближнего Востока.
Еще шли на запад наши войска, а ученые уже начали собирать документальные материалы по истории Великой Отечественной войны. Этим занималась специальная комиссия Академии наук СССР во главе с членом-корреспондентом (ныне академиком) АН СССР И. И. Минцем. В сборе и публикации материалов активное участие принял коллектив сотрудников Института истории АН СССР. В расследовании злодеяний фашистов на временно оккупированной территории участвовали сотрудники Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, Архива Главного военно-научного управления Генерального штаба Советской Армии и Архивного управления Министерства иностранных дел СССР. Собранные этими организациями документы послужили в дальнейшем важным источником при написании работ по истории Отечественной войны.
Окончание Великой Отечественной войны советского народа совпало с 220-летним юбилеем Академии наук СССР. Юбилейные торжества открылись 16 июня 1945 г. заседанием в Большом театре, на котором присутствовало свыше 1200 человек. Здесь собрались крупнейшие ученые Академии наук СССР и академий наук союзных республик, высших учебных заведений, а также отраслевых научно-исследовательских институтов, гости Академии наук - руководители государственных, партийных, профсоюзных и других общественных организаций, маршалы Советского Союза.
В гости к советским ученым приехало 123 деятеля науки из 19 зарубежных стран. На юбилейной сессии Академии наук СССР присутствовали представители научных кругов Англии, Франции, США, Индии, Чехословакии, Китая, Болгарии, Польши и других стран. На сессии было зачитано множество адресов и приветствий от научных организаций многих стран. Среди выступавших были известный французский физик Фредерик Жолио-Кюри, министр народного просвещения Чехословакии Зденек Неедлы и др. Они горячо поздравили советских ученых со славным юбилеем и отметили большие заслуги советских ученых в развитии мировой науки.
В приветствии Центрального Комитета партии и Советского правительства Академии наук СССР в связи с ее 220-летием была дана высокая оценка ее деятельности в годы Великой Отечественной войны. В нем говорилось: «Академия наук СССР отмечает свой юбилей в период, когда советский народ победоносно завершил Великую Отечественную войну с немецкими захватчиками. В дни войны советские ученые вели успешную работу, помогая своим трудом фронту и народному хозяйству нашей страны. Советские ученые внесли ценный вклад в дело разгрома врага» (13).