Истребительные батальоны


В годы Великой Отечественной войны одной из форм вооружённой борьбы против нацистской Германии являлось создание различных добровольческих формирований: дивизий народного ополчения, коммунистических и рабочих. Возникли и истребительные полки и батальоны, формировавшиеся под руководством органов государственной безопасности СССР.

В 1941 ГОДУ истребительные батальоны появились и в городе Москве и Московской области. К созданию истребительных подразделений, поясню, в СССР приступили уже на третий день Великой Отечественной войны. Согласно постановлению Политбюро ЦК ВКП(б) от 24 июня 1941 года органы безопасности были нацелены на борьбу с диверсантами в тылу, именно для достижения этой цели и предписывалось формирование истребительных полков и батальонов.

Начальники городских и районных аппаратов НКВД СССР непосредственно отвечали за их подготовку и осуществляли оперативное руководство боевой деятельности. Задачей истребительных подразделений являлась прежде всего охрана тыла действующей армии.
Ввиду того что истребительным батальонам приходилось решать совместно с органами безопасности оперативно-боевые задачи, содержание которых должно было храниться в секрете, основным критерием подбора стала принадлежность граждан к партийному, комсомольскому и советскому активу, способному, естественно, владеть оружием. В некоторых истребительных подразделениях коммунистическая прослойка составляла до 90 процентов личного состава. В истребительные батальоны входили чаще всего от 100 до 200 человек, структурно делившихся по армейскому образцу на роты и взводы. 
Был сформирован специальный штаб НКВД СССР во главе с генерал-майором Г.А. Петровым. Только в Москве уже к 30 июня было сформировано 25 истребительных батальонов из расчёта одно подразделение на район столицы.
ПО МЕРЕ приближения немецких войск к Москве круг задач истребительных батальонов постоянно расширялся. Уже 2 июля бойцы истребительных подразделений привлекались к выявлению и нейтрализации действий лиц, подающих в тёмное время суток световые сигналы самолётам противника. К сожалению, такие факты носили не единичный характер. Силами контрразведчиков, милиции и «истребителей» выставлялись засады в местах вероятного появления сигнальщиков, например в скверах, на пустырях и кладбищах, а также организовывалось прочёсывание или оцепление таких территорий. 
Обстановка вынудила довести истребительные батальоны в  Москве до средней численности 500 человек, их личный состав был освобождён от мобилизации и работы на предприятиях.
В сентябре, когда враг приблизился к столице, органы госбезопасности приступили к формированию партизанских отрядов и специальных групп (по 6-10 человек) для совершения диверсий на территории противника. С этой целью в Коломенском районе Московской области была открыта специальная школа НКВД для подрывников (начальник школы - Н.Р. Зуев), формирование которой осуществлялось за счёт истребительных батальонов.
Одной из задач, возложенных на истребительные подразделения, была работа по оказанию содействия в ликвидации пожаров в городе. Имевшие место возгорания случались не только по причине вражеских налётов или диверсионных действий противника, но и из-за халатности на производстве. Так, на кондитерской фабрике «Марат», выпускавшей в специальном цехе изделия, снаряжаемые детонирующими веществами, вследствие нарушения технологии произошёл взрыв. Пожар удалось нейтрализовать благодаря подоспевшему на помощь пожарным командам истребительному батальону Москворецкого района.
В ОКТЯБРЕ линия фронта опасно приблизилась к Москве, и Государственным комитетом обороны была выделена особо охраняемая территория - Московская зона обороны, состоящая из двух рубежей - главного (подмосковного) и городского. Большую часть истребительных подразделений было решено сосредоточить в городе и держать в резерве на случай возможного прорыва противника. Как правило, «истребителей» придавали частям НКВД для оказания содействия. 
Особенно широко было намечено использовать «истребителей» на второй оборонительной позиции городского рубежа, проходившей по Садовому кольцу. Согласно боевому приказу командира дивизии внутренних войск имени Дзержинского от 16 октября «О недопущении прорыва мотомехчастей противника в Москву» истребительные батальоны Ленинского и Москворецкого районов должны были действовать совместно с военнослужащими 10-го мотострелкового полка и 2-го артиллерийского полка дивизии. 
21-18-12-14На случай прорыва немецких моторизованных частей со стороны Варшавского и Калужского шоссе было организовано непрерывное наблюдение по двум основным направлениям: 1) улицы Большая Калужская, Донская, Шаболовка, Мытная; 2) Серпуховское шоссе, улицы Павловская, Дубининская. В случае появления арьергардов противника на данном участке войскам НКВД и истребительным батальонам была поставлена задача о полном их уничтожении и недопущении их продвижения далее Октябрьской и Добрынинской площадей. 
НАРЯДУ с этим «истребители» продолжали участвовать в охране общественного порядка в городе, нарушителями которого являлись и директора, и главные инженеры заводов, фабрик и т.д. Совместно с органами безопасности было предотвращено большое количество хищений госимущества и даже массовые беспорядки. 
16 октября собравшаяся у фабрики «Ударница» толпа проломила забор и пыталась расхитить склад с готовой продукцией. Силами оперативного состава НКВД и истребительного батальона ситуацию удалось нейтрализовать. 17 октября было предотвращено разграбление рабочими имущества завода электротермического оборудования в Таганском районе Москвы...
НЕМАЛО подвигов москвичей, вступивших в ряды истребительных батальонов, остаются и сегодня неизвестными. Но отрадно отметить, что их вклад в общее дело Победы всё же не забыт. Во многих местах столицы, где в далёком 1941-м формировались истребительные батальоны, на стенах зданий можно встретить мемориальные доски.
Ведётся и постоянная работа по поиску «истребителей». Так, например, в школе № 1451, в стенах которой формировался истребительный батальон Москворецкого района, функционирует музей Славы этих подразделений. Школьниками-гимназистами проводятся встречи с участниками Великой Отечественной войны, в том числе состоявшими в рядах «истребителей», открываются новые исторические факты их боевой работы.
Думается, что изучение боевого опыта истребительных подразделений, других формирований народного ополчения имеет не только познавательное значение. Оно позволяет извлекать полезные уроки, которые могут пригодиться в современных условиях, например при наступлении чрезвычайных ситуаций.