Планы сторон и обстановка, сложившася перед битвой


Общий замысел действий, предусмотренных директивой №35 германского главнокомандования, сводился к следующему. Группа армий «Центр» должна была тремя мощными ударами танковых и моторизованных группировок из районов Духовщины, Рославля и Шостки в восточном и северо-восточном направлениях расчленить оборону советских войск, окружить и уничтожить войска Западного и Резервного фронтов в районе Вязьмы и Брянского – в районе Брянска, затем сильными подвижными группировками охватить Москву с севера и юга и одновременно мощным фронтальным ударом овладеть ею.



     После захвата Киева 16 сентября 1941 года положение на советско-германском фронте резко осложнилось. Армии противника занимали выгодное оперативно-стратегическое положение, и, несмотря на понесенные потери, по-прежнему имели превосходство в живой силе и технике. К тому же, захват немецко-фашистскими войсками Киева позволил германскому командованию усилить группу армий «Центр», наступавшую на Москву. 

     Накануне начала германского наступления, получившего название «Операция «Тайфун» Гитлер отдал войскам приказ, в котором, в частности, было сказано: «Создана наконец предпосылка к последнему огромному удару, который еще до наступления зимы должен привести к уничтожению врага. Вся подготовка, насколько это было в человеческих силах, закончена». 

     Для осуществления операции по захвату нашей столицы гитлеровское командование сосредоточило 1 миллион 800 тысяч человек личного состава, 1700 танков, 14 тысяч орудий и минометов, 1390 самолетов из состава 2-го воздушного флота и 8-й воздушной армии. Советские войска на этом направлении уступали гитлеровцам в живой силе – в 1,3 раза, в орудиях и минометах – в 1,9 раз, в самолетах – в 2,1 раза. При подготовке наступления на Москву группа армий «Центр» была усилена за счет 4-й танковой группы и 1-го авиационного корпуса, переданных на московское направление из состава группы армий «Север», и двух танковых и двух моторизированных дивизий, переданных из группы армий «Юг». В результате в конце сентября в составе группы армий «Центр» насчитывалось 74,5 дивизии, в том числе – 14 танковых и 8 моторизованных, или 64% всех немецких подвижных соединений, действовавших на советско-германском фронте. 

     Командование противника, осознавая первостепенную важность московского направления, довело укомплектованность пехотных дивизий до 90%, а количество танков в танковых дивизиях – до 70-100%. 


 Общий замысел последующих действий, предусмотренных этой директивой, сводился к следующему. Группа армий «Центр» должна была тремя мощными ударами танковых и моторизованных группировок из районов Духовщины, Рославля и Шостки в восточном и северо-восточном направлениях расчленить оборону советских войск, окружить и уничтожить войска Западного и Резервного фронтов в районе Вязьмы и Брянского – в районе Брянска, затем сильными подвижными группировками охватить Москву с севера и юга и одновременно мощным фронтальным ударом овладеть ею. 

    Советские войска, противостоявшие немецким на московском направлении, насчитывали 95 соединений (в том числе 3 мотострелковые и 9 кавалерийских дивизий, 13 танковых бригад), или около 30% состава действующей армии. Многие соединения были не полностью укомплектованы, а дивизии народного ополчения, состоявшие из москвичей непризывного возраста, вообще не имели опыта боевых действий. Всего в составе трех фронтов (Западного, Резервного и Брянского) насчитывалось 1 миллион 250 тысяч человек, 7600 орудий и минометов, 990 танков, 677 самолетов. Из 3039 танков, имевшихся в составе Западного фронта, только 39 были тяжелыми и средними (Т-34 и КВ-1). 

     Директивой от 27 сентября советское Верховное Главнокомандование еще раз потребовало от войск Западного и Брянского фронтов перейти к жесткой и упорной обороне, а также создать фронтовые и армейские резервы, вести систематическую разведку, повысить боеготовность войск. 

     К началу октября 1941 года Западный фронт под командованием генерала И.С.Конева в составе 6 армий (22, 29, 30, 19, 16 и 20-й) и фронтовых резервов занимал оборону на главном, московском направлении в полосе шириной 340 километров от Осташкова до Ельни. Задача, стоявшая перед фронтом – не допустить прорыва врага к Москве. 

     Резервный фронт, в командование которым в середине сентября 1941 года вступил С.М.Буденный, большей частью своих сил (31, 32, 33 и 49-я армии) занимал оборону восточнее Западного фронта в полосе шириной 300 километров по линии Осташков, Селижарово, восточнее Дорогобужа. Эти части предназначались для отражения ударов немецко-фашистских войск в случае прорыва ими обороны Западного фронта. Две другие армии, 24 и 43, занимали оборону в первом эшелоне, южнее Западного фронта, от Ельни до Снопоти в полосе шириной до 100 километров, прикрывая Спас-Деменское и Кировское направления, а две дивизии правофланговой 31-й армии – в районе озеро Селигер, Осташков – в полосе шириной 30 км. 

     Были приняты меры к созданию глубокой обороны. Были созданы несколько рубежей обороны – Ржевско-Вяземский, Можайский, несколько рубежей Московской зоны обороны. Последний рубеж проходил совсем недалеко от границ тогдашней Москвы, по территориям, которые сейчас входят в состав города, в частности – по территории микрорайона Ясенево. Однако завершить возведение рубежей обороны до конца не удалось из-за начавшегося наступления германских войск. К тому же, не хватало сил и средств для занятия всей глубины обороны. 

     Вдобавок ко всему, советское командование не сумело вскрыть замысел и группировку противника, определить направление ее главных ударов, в результате чего были неправильно расположены основные силы и резервы.