ОКНА ТАСС: ПРОПАГАНДА, СТАВШАЯ ГЛАВНЫМ ВРАГОМ ГИТЛЕРА

Лучшие карикатуристы Советского Союза в первые дни Великой Отечественной войны объединились для работы над одним из самых масштабных пропагандистских проектов в истории.

125 художников, среди которых  Кукрыниксы (Куприянов, Крылов, Соколов), Борис Ефимов, Михаил Черемных, Пётр Шухмин, Николай Радлов и 83 поэта закрылись в кабинете Телеграфного агентства Советского Союза и до победного конца поднимали боевой дух армии и жителей страны. Их работа вошла в историю как «Окна ТАСС» по аналогии с пропагандой в период Гражданской войны под названием «Окна РОСТА».

Первые плакаты появились в Москве 27 июня 1941 года, и уже тогда стало понятно, что «Окна» наравне с радио- и телевещанием станут мощным рычагом формирования идеологии. В скором времени мастерские были открыты и в других городах Союза - Ленинграде, Ашхабаде, Баку, Мурманске, Томске, Саратове и др.

Креативная команда моментально реагировала на все события. Плакаты ТАССа изготавливались вручную с помощью трафаретов и выходили небольшим тиражом. Работа не останавливалась – художники выходили в ТАСС в три смены, и даже в критические для Москвы месяцы творческий процесс кипел: часть мастеров эвакуировали, другие добровольно остались продолжать начатое.

Команда ТАССа не щадила никого. Так, немецкие солдаты на одном из самых популярных плакатов превращались через свастику в могильные кресты. На другом – военнослужащий Советской армии убивает фрица флагом Союза. Больше всего, разумеется, перепадало Гитлеру - фюрера представляли в самых разных оскорбительных образах. То он изображен в роли бабушки, потерявшей колечко, то посажен в клетку в виде глобуса земли, то змеей с оторванным хвостом окружает карту мира. Особе внимание уделялось министру пропаганды Германии Йозефу Геббельсу, привлекавшего внимание карикатуристов не только своей политической деятельностью, но и обликом – маленький рост, кривая ступня.

Высмеивание врага не было первостепенной задачей художников и авторов текстов. Главное - поднять боевой дух советского народа, настроить его на победу, поддержать настроение, побудить к действию, напомнить об исторических подвигах.

Агитационная мощь плаката объяснялась грамотным сочетанием изобразительной техники, острых названий, броских четверостиший. Все это превращало работы «Окон» в запоминающиеся и эффективные. Призывы на первых плакатах гласили: «Беспощадно уничтожим и разгромим врага», «Каждый удар молота – удар по врагу!», «Смерть фашистской гадине!». Приближение победы также нашло отражение в творчестве мастерской «Окон». Боевой дух армии и уставшего за годы войны народа поддерживался лозунгами: «Наше дело правое. Победа будет за нами!», «Будь героем!», «В тылу как на передовой!», «Освободим Европу от фашистского рабства!», «Да здравствует победа англо-советско-американского союза над немецко-фашистскими захватчиками!».

Один из экземпляров каждой серии обязательно направлялся в библиотеку, для архивации. «Даже в те военные годы мы понимали, нисколько не сомневаясь в нашей победе над врагом, что в будущем наши произведения изобразительного искусства военной поры будут представлять историческую ценность. Поэтому, начиная с самых первых выпусков, по одному экземпляру каждого плаката направляли в крупные библиотеки и музеи города Москвы с настоятельными рекомендациями хранить их только в рулонах», - рассказал в интервью в 2001 году художник «Окон» Виктор Масленников. Однако во время эвакуации многие работы перевозили скопом, не упаковывая в рулоны, отчего в итоге большая часть плакатов  потеряла нормальный облик. 

Фашистская власть, понимавшая силу и масштаб агитационной деятельности в Союзе, собиралась сразу после взятия Москвы «развесить на фонарных столбах» всех, кто работал в «Окнах ТАСС». Кроме того, практически с первых дней войны Гитлер называл художников своими главными врагами.

Плакаты стали достоянием народа, их знали все: и солдаты на поле боя, и работники тыла на эвакуированных заводах, и в партизанских отрядах. Их развешивали в городах на досках объявлений, в магазинах и просто на столбах. Часть плакатов переводилась на немецкий язык и распространялась на территории врага.

«Плакаты мы выпускали ежедневно и помногу. Одни тиражировались и направлялись во все концы СССР, другие вывешивались через час-два после радиосообщений на витрины «Окон ТАСС» и вскоре сменялись другими. Не было, пожалуй, ни одной сводки, которая не комментировалась бы в те дни нашим коллективом. В грозную пору обороны Москвы на Кузнецком мосту собрался монолитный коллектив плакатистов-художников и поэтов, продолжавших дело, начатое Маяковским. Плакаты стали неотъемлемой частью облика прифронтовой Москвы», - вспоминает на страницах мемуаров поэт Михаил Вершинин.

22 марта 1942 года в Историческом музее на Красной площади открылась первая выставка плакатов «Окон ТАСС». Посетителям представили 364 работы. Никто не сомневался, что сама выставка станет оружием против врага, сломает его и заставит одуматься. Современники сравнивали агитационные работы со снарядами, попадавшими точно в цель.

Созданные за годы войны плакаты, а их около 1300, стали своеобразной летописью тех лет, художественным дополнением описанных в исторических исследованиях фактов.

В ноябре 2011 года в нью-йоркской галерее современного искусства Эндрю Эдлина открылась выставка под названием «Умри, нацистский ублюдок». В экспозиции были представлены 16 плакатов, созданных художниками «Окон» и сохранившихся в частных коллекциях. Организаторы отмечали: «Цель этой выставки - показать, насколько мощный заряд, способный конкурировать с эпатажным современным искусством, содержится в плакатах «Окна ТАСС».

Выпущенные командой «Окон ТАСС» в годы Великой Отечественной войны работы до сих пор являются лучшим примером в истории плакатной агитации всех времен. 

Дарья Малина

Галерея

Здесь вы можете описать вашу галерею.